вторник, 3 мая 2011 г.

Мнение молодежи...

К счастью, подрастающее поколение тоже задумывается о правилах общения в сети Интернет. Представляю вам исследование студентки колледжа Шаниной А. на эту тему:


Культура общения в сети Интернет
Шанина Анна, студентка ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Знание этикета приобретает все больший смысл в наше время. Не мог он не коснуться и сети Интернет. Ежедневное общение становится все более виртуальным из-за удобной, недорогой и быстрой доставки информации. Все большее количество людей вливается в ряды пользователей Интернета, и тут же возникает вопрос – существует ли сетевой этикет?
Сетевой этикет существует.  В большинстве своем это тот же этикет, что и в повседневной жизни. Он базируется на взаимоуважении между людьми и желании быть правильно понятыми. Хотя существуют определенные трудности, связанные с тем, что Интернет – это всемирная сеть, а у разных народов разные правила этикета и национальные традиции. Так что прежде, чем начать общение с представителями других народов, желательно все же узнать именно им присущие нормы поведения.
Интернет-культура (англ.  Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации. В понятие интернет-культуры могут входить самые разные аспекты. Интернет дал людям богатый инструментарий и возможность каждому выразить себя индивидуально в глобальном информационном пространстве.
Любой посетители интернет-блогов, социальных сетей, тематических форумов в любой момент сможет стать жертвой виртуальной агрессии Многие переносят в виртуальное пространство всю свою злобу и ненависть, не задумываясь о правовых последствиях, которые их могут ожидать. 
Большинство виртуальных хамов полагают, что их агрессивное поведение оправдано: «выразил свое мнение», «свобода слова» и вообще «имею право».
Но правозащитники утверждают, что оскорбления на улице, как и оскорбления в Интернете, одинаково подпадают под административную ответственность. За ненормативную лексику грозят как минимум штраф и исправительные работы. 
- Если человека оскорбили в присутствии свидетелей, нарушителя ждет штраф, а может и на 15 суток сесть. Если оскорбления прозвучали в Интернете, их нужно зафиксировать и обращаться в суд с требованием возмещения морального ущерба.
Надо сказать, что «сетевые сквернословы» чувствуют себя относительно спокойно. Между тем оскорбления в Интернете подпадают под административную ответственность. 
Вступая в интернет-сообщества, необходимо быть готовым к тому, что комментарии под вашим фото в открытом доступе не будут доброжелательными. Но, как показывает опыт, даже злостные анонимы попадаются, и тогда их могут призвать к ответу.
Общение в сети можно разделить на несколько видов.
Общение по электронной почте и деловая переписка опираются на правила речевого и делового этикета. Здесь ведущее место занимает культура речи и эффективность общения. Электронные письма должны быть оформлены надлежащим образом: обязательно должна быть указана тема письма, если это ответ, то желательно процитировать часть основного письма, мысли излагать четко и кратко, обязательно поставить подпись– это знак проявления уважения к собеседнику.
Электронная почта - средство связи между людьми, и без правил вежливости здесь не обойтись. Нельзя игнорировать «волшебные» слова, такие как «спасибо» и «пожалуйста». В деловой переписке стоит обратить внимание на более вежливые формы любезностей: партнеру лучше сказать «прошу прощения», чем «извините».
      Обмен мнениями на тематических и профессиональных форумах происходит в рамках профессионального общения. И тут тоже следует с уважением относиться к людям, какими бы не были их мнение и высказывания. За соблюдением правил приличий следит не только ваша совесть, но и модераторы.
Разнообразие форумов породило  явление, имеющее прямое отношение к сетевой культуре и называемое троллингом.
Согласно «Википедии», в Интернет-терминологии слово «тролль» означает человека, размещающего в Сети (в форумах или блогах) провокационные сообщения, которые оттягивают на себя внимание и мешают обсуждению заявленных тем. Тролль хочет почувствовать свою значительность и популярность, произвести неизгладимое впечатление, и для этого пускает в ход любые средства. Обычно это люди, страдающие комплексом неполноценности, разочарованные или уставшие от повседневной рутины. Таким образом люди просто выплескивают в Интернет накопившиеся у них негативные эмоции, параллельно стараясь повысить собственную самооценку. И чем более бурно реагирует сообщество на провокации тролля, тем вероятнее дальнейший троллинг со стороны инициатора. Призывы пользователей Сети не идти на конфронтацию с провокаторами в настоящее время обрели широко употребляемую в Интернет-культуре форму: «Не кормите троллей».
 
Первые упоминания об Интернет-троллях относятся к 1999 году и принадлежат Джудит Донат. Она подчеркнула двусмысленность идентификации в свободном «виртуальном обществе». Возможно, именно в этом кроется основная проблема уровня сетевой культуры: прикрываясь анонимностью, многие пользователи Сети чувствуют гораздо большую свободу самовыражения, нежели в реальной жизни. Как ни странно, опосредованное Интернетом «Я» может оказаться гораздо более истинным, чем «Я», представляемое человеком реальному миру.
Но поскольку за истинное «Я» пока все же принято принимать реальный, а не виртуальный образ человека, троллинг – это игра в подделку личности. При этом до поры, до времени никто, кроме играющего, об игре этой не знает. Тролль пытается зарекомендовать себя как типичный пользователь, разделяя общие интересы и проблемы группы. Другие участники форума или блога, если они осведомлены о троллинге и подобных фальсификациях, пытаются выявить уровень искренности его высказываний, и, если в итоге пользователь объявлен троллем, вынуждают его покинуть группу.
        Чаты и форумы для знакомства и общения – это места, где этикет меньше всего соблюдается. Именно там на безобидное замечание вы можете получить хамский ответ и увидеть распри.
 Но, даже, попадая в такую среду, не стоит забывать об элементарных нормах поведения и свести к минимуму хотя бы оскорбления.
Чтобы не попасть впросак, стоит соблюдать правила хорошего тона, которые уже давно известны старожилам сети.

1. Если вы пишете пост или комментарий, не поленитесь проверить свою грамотность в словаре. Используя общепринятые правила русского языка, вы выражаете уважение к своим невидимым собеседникам. На многих форумах существует специальная кнопка «Проверить правописание», которая поможет вам выразить свои мысли без ошибок.

2. Обращаясь к незнакомому собеседнику, уместнее называть его на «Вы», если только на форуме не принято панибратское обращение.

3. Даже самый горячий спор не должен перерасти во взаимные оскорбления. Если человек провоцирует вас, разумнее будет просто игнорировать его выпады. Помните, так же, как и в реальной жизни, одна достойная вежливая фраза придаст вам гораздо больше веса, нежели ярый спор с переходом на личности.

4. Так же, как в реальной жизни, существуют субкультуры, на каждом сайте или форуме есть своя собственная культура общения, свои традиции и сленг. Всегда читайте правила сайта — во избежание обидных недоразумений. Наблюдайте, как общаются между собой участники дискуссий, и делайте выводы.

5. Прожить в сети чужую жизнь с выдуманной биографией — заманчивая перспектива, особенно для творческих натур. В этом нет ничего плохого, если только ваш персонаж не оскорбляет других людей и не играет на их чувствах. В противном случае всегда есть опасность быть раскрытой и прославиться в прямом смысле «на весь мир».
 
6. Личные фотографии в социальных сетях должны работать на вас, а не против вас. Если вы не видите в своей комнате миллионы людей, каждую минуту разглядывающих ваши фото, это не значит, что их нет. Каждая ваша фотография в Интернете является достоянием общественности. Даже если вы выкладываете свои провокационные фото и фото в неприглядном виде «под замок», нет никакой гарантии, что ваш аккаунт не взломают или что в результате ошибки на сайте заблокированные фото не станут общедоступными.

7. В сети существуют «тролли» - люди, которые спорят исключительно ради спора, провоцируя при этом своих собеседников на скандал. Опознав тролля, принято сразу заявлять ему об этом и прерывать дальнейшее общение. Для такой тактики существует специальное выражение «не кормить тролля». Продолжение спора с таким оппонентом бессмысленно, поскольку это и есть его цель — продолжать дискуссию как можно дольше.

8. На многих форумах считается дурным тоном написание новой темы, которая уже не единожды поднималась. Прежде чем писать свой пост, воспользуйтесь поиском по сайту и выясните, не обсуждался ли интересующий вас вопрос раньше.
И хотя, конечно, этикет в сети – это скорее не устойчивые нормы поведения, а пожелания, ими не стоит пренебрегать. Помните, что по ту сторону монитора находится все-таки человек, и нужно уважать этого человека в собеседнике. Тогда общение в сети будет не только увлекательным и познавательным, но и приятным.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Маргарита. Вы опубликовали очень полезное исследование. Не секрет, что многие пользователи частенько забывают о подобных правилах, да и ребятам нашим надо почаще напоминать о них. С уважением, Чембулатова Э.Г.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день, Маргарита Владимировна! Очень интересный материал, с удовольствием прочитал от начала до конца. Некоторые правила считаю очень ценными и для себя, так как часто посещаю форумы и зарегистрирован в социальных сетях. Спасибо!

    ОтветитьУдалить